В серию входят верхнеклапанные (OHV, клапаны находятся в головке блока, распредвал — рядом с коленчатым валом, привод к коромыслам клапанов осуществляется через толкатели) двигатели с горизонтально расположенным коленчатым валом. В настоящее время именно OHV-двигатели наиболее востребованы для установки на садовую, силовую и строительную технику: область применения зависит от мощности и ряда особенностей исполнения. Это моторы сравнительно простой конструкции, но мощные, надёжные, ремонтопригодные и способные соответствовать современным экологическим нормативам. С течением времени эти нормативы ужесточаются, но и двигатели имеют достаточный потенциал для проведения их модернизации. Другие конструкции или уже исчерпали этот потенциал, или значительно дороже в производстве.
Серия Zongshen GB — новое поколение двигателей. Эти четыре модели имеют близкую мощность (в диапазоне от 4,5 до 6 л. с.) и применяются в самых разных областях. В частности, их устанавливают на мотокультиваторы и мотоблоки, садовую технику, строительное и силовое оборудование. Модели, в сравнении с более ранними аналогами, отличаются высоким КПД и увеличенной мощностью и имеют достаточный для частного повседневного использования ресурс. Они явные конкуренты моторов серий Honda GP и Briggs&Stratton RS.
Как правило, для «подгонки» двигателя под конкретную модель техники и условия эксплуатации достаточно бывает заменить в «базовой» модели несколько деталей. Или «добавить» их. Но иногда требуются значительные изменения — на базе имеющегося двигателя создаются более специализированные модели, адаптированные для применения на определённых видах техники.
Данная модель — разновидность Zongshen GB200, рассчитанная для использования на строительной технике вроде промышленных виброплит и вибротрамбовок. Важнейшая её отличительная особенность — воздушный фильтр циклонного типа, более эффективный в сравнении с другими разновидностями фильтров. Попадающий в него воздух сначала «закручивается» внутри корпуса, при этом крупные пылевые частицы под действием центробежной силы отбрасываются к стенкам корпуса, ударяются об него, теряя энергию, и «сползают» вниз, после чего выпадают из корпуса через отверстие в нём. Очищенный таким образом воздух направляется далее, к фильтрующему элементу. В результате даже в условиях высокой запылённости фильтр дольше служит и реже требует работ по обслуживанию и очистке.
Кроме этого, на данной модели установлен глушитель увеличенного объёма и отсутствует «штатный» топливный бак. Особенности эксплуатации подразумевают постоянное нахождение оператора рядом с техникой, поэтому дополнительное снижение уровня шума не повредит. Компоновка виброплит и трамбовок такова, что места для большого глушителя достаточно, а бак оказывается удобнее закрепить на них.
Компоновка и особенности исполнения двух представленных двигателей в целом такая же, как и у менее мощных моделей серии. Но область применения уже различается. Эти двигатели относительно редко применяются на садовой технике — для большинства её видов достаточно использовать моторы мощностью до 6 л. с. Большая мощность чаще востребована на строительном оборудовании, силовой технике, самоходных машинах. Конечно, любое такое деление условно, кроме популярных и известных видов садовой техники, выпускаются и «сверхмощные» её модификации, и относительно редкие модели.
Отличительная особенность Zongshen GB270 — такие же присоединительные размеры основы и крышки картера, как и у менее мощных моторов Zongshen GB160–GB225. К тому же цилиндр двигателя съёмный — выполнен отдельно от картера. На двигателях подобного класса (с мощностью в районе 9 л. с.) других производителей такого в принципе не встречается. К примеру, двигатели Zongshen GB270 популярны как силовой агрегат для моек высокого давления. Разумеется, это лишь один из вариантов применения — наиболее востребованный.
Zongshen GB420 — модель, относящаяся к категории «13–15 л. с.». Её применяют, как рекомендует производитель, на мойках, в качестве моторов для лодок и некоторых иных средствах передвижения, мотопомпах, строительных машинах.
Оба эти двигателя можно запускать вручную, некоторые модификации оборудованы также электрозапуском. Это логично: чем выше мощность, тем больше усилий требуется для запуска, и оказывается проще воспользоваться электростартёром
Хотя эти две модели и относятся к серии Zongshen GB, но уже очень сильно отличаются от «младших» разновидностей. «Исторически сложилось», что конструкция двигателей усложняется с ростом их мощности, но двигатели большинства производителей в одной мощностной категории обладают примерно сходным набором особенностей. На рассматриваемых моделях, как и на других двигателях в этой категории, применена система смазки под давлением — с масляным насосом и сменным масляным фильтрующим элементом. Топливный бак отсутствует — для двигателей с рабочим объёмом более 500 кубических сантиметров его предпочтительнее располагать отдельно. Для подачи топлива от бака модели снабжены вакуумным бензонасосом. Но это вполне обычные особенности для моторов в этой мощностной категории.
Рассматриваемые двигатели по своим характеристикам уникальны — аналогов у других производителей нет и, что интересно, не было. Они не являются «расточенной копией» какого-либо предшественника. Эти двигатели — собственная разработка Zongshen. Стоят они ощутимо дешевле двухцилиндровых моделей сходной мощности, а по массогабаритным показателям вполне сопоставимы с моторами мощностью 13–15 л. с. Все другие производители в этой категории выпускают только двухцилиндровые V-образные моторы.
Основная область применения этих двигателей — сравнительно недорогие мини- электростанции с выходной электрической мощностью 9–10 кВт, а также разнообразные виды самоходной техники: машины для гольфа, снегоходы, мотобуксировщики (мотособаки), аэросани и другая подобная редкая и специализированная техника.
Автор: Максим Грибоедов.
Обзор опубликован в объединённом выпуске «Осень-зима 2019» (№4’2019)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель».