Zongshen Series BT (ZS) бытовые двигатели (Аналог Honda GX)
Модели двигателей этой серии можно назвать «теми самыми аналогами» двигателей Honda GX. Не секрет, что практически все одноцилиндровые двигатели китайского производства в этой категории «скопированы» именно с Honda GX — моделей, предназначенных для профессионального и коммерческого применения. О полном копировании, впрочем, речи нет, но «позаимствованы» очень многие особенности, включая (иногда) и геометрические размеры отдельных деталей — вплоть до размеров элементов цилиндро-поршневой группы. Подобные двигатели выпускаются многомиллионными тиражами на множестве китайских заводов, особенно если речь идёт о небольших и популярных моделях.
Все двигатели серии Zongshen BT можно разделить на три большие группы — по мощностным характеристикам. В первую входят наиболее востребованные разновидности с мощностью до 6 л. с. Область их применения чрезвычайно широка — очень многие виды садовой и силовой техники, лёгкое строительное оборудование. Модели выпускаются в нескольких разновидностях, адаптированных под отдельные группы техники: различаться могут, в частности, исполнение фильтров, расположение выключателей зажигания, присоединительные размеры цапфы коленчатого вала и многое другое. Ряд моделей поставляются с понижающими редукторами, редукторами с автоматическим сцеплением, дополнительным электрическим запуском, альтернатором для поддержания работы бортовой сети техники и подключения потребителей тока.
Все модели двигателей в серии Zongshen ZS давно уже заслужили известность благодаря хорошему и, что немаловажно, стабильному уровню качества при приемлемой цене. Далеко не все китайские производители подобных двигателей способны похвастаться этим, чаще их качество не соответствует ожиданиям, а цена, напротив, завышена. Сравниться с «исходными» моделями Honda GX никакие двигатели китайского производства, конечно, не могут: чудес не бывает и уровень технологий производства отличается. Honda GX — это премиальный класс, а двигатели Zongshen чаще всего ставят на продукцию, относящуюся к массовому сектору. Но и стоимость у аналогов, выпускаемых Zongshen, по сравнению с Honda в среднем оказывается в два-три раза ниже. Этого достаточно для применения подобных двигателей на многих видах техники даже профессионального назначения, для которых Honda GX оказываются избыточными. Мало того, даже Honda несколько лет назад освоила, можно так сказать, производство «китайских аналогов» Honda GX — серию Honda GР (отличается белым цветом кожуха). Эти модели выпускаются в категории «до 6 л. с.».
Вторая мощностная группа двигателей серии Zongshen ZS — модели с максимальной мощностью порядка 6–8 л. с. Они преимущественно используются на силовом и строительном оборудовании, реже на садовых машинах (тракторах и райдерах) и небольших транспортных средствах вроде мотобуксировщиков. Двигатели в этой группе также выпускаются во множестве разнообразных комплектаций, адаптированных для отдельных категорий техники.
Третья мощностная группа двигателей серии Zongshen ZS включает в себя моторы мощностью 9–11 л. с., которые по классификации производителя относятся к двигателям общего назначения. Модели с такой мощностью довольно редко бывают востребованы на садовой технике, основная область их применения — в производстве силового и строительного оборудования, в частности, мини- электростанций, мотопомп, компрессорных установок. Разнообразные модификации используются в производстве транспортных средств: мотобуксировщиков, болотоходов, пневмоходов, моторов-болотоходов и множестве других конструкций.
Кстати, отметим их «странные» обозначения: если у остальных цифровой индекс примерно соответствует объёму цилиндра (или цилиндров), то здесь такого нет. Аналогичные обозначения нередко распространены и у других производителей двигателей. Но и в таком обозначении «зашифрованы» некоторые важные особенности. Из трёх цифр в названии модели первая обозначает количество цилиндров (все представленные модели одноцилиндровые), две остальные указывают на диаметр гильзы ци линдра. Из других символов полезно запомнить один — буква Е в названии обозначает наличие электрического запуска. Но вообще модификаций у двигателей в этой серии очень много, и при подборе надо обращать внимание и на их конкретные особенности в документации или на «живой» модели
Автор: Максим Грибоедов.
Обзор опубликован в объединённом выпуске «Осень-зима 2019» (№4’2019)
журналов «Инструменты» + «Всё для стройки и ремонта» + «GardenTools»
серии «Потребитель»